Age of chaos

Мы живем в век информационного хаоса. Статьи, новости, сайты, люди, книги. Все это через телефоны, компьютеры, тысячи мессенджеров, социальные сети, через музыку и тишину, через все что угодно. Все это настигает, когда готов и не готов.

Сколько бы фильтров не ставили и как бы не пытались отгородиться от ненужной информации – она все равно проникает и отнимает бесценное – время. Количество информации растет в темпах ужасающих, а качество – не менее ужасающе падает. Разнообразие (порой бесполезное) каналов, по которым ее потребляют не просто велико, достаточно посчитать сколькими каналами пользуешься. И казалось бы, оптимизировать их – вот и все, но нет: появляются новые, старые меняют формат, и вот, ты уже снова беспомощно дрыгаешься в хаосе.

И о ужас – мы же сами это все придумали. Но ведь наш мозг не резиновый – это все в нем остаётся. (Так говорила Татьяна Черниговская, которой можно доверять в вопросах мозга). Все, что мельком мы увидели – фото в инстаграме, новость в ленте, дурацкую картинку – это все не вылетает в бесконечность, а застревает в нашей собственной бесконечности. И формирует нас. Именно благодаря этому рандомному набору глупых и не очень информационных единиц, на которые мы “пялимся” ежедневно, мы такие, какие есть. Основываясь на них, мы выносим уже гораздо более серьезные суждения и решения, воспринимаем мир вокруг.

Если в какой-то момент не остановиться и не переосмыслить это, мозг начинает тупеть. Все эти нейронные связи слабнут, теряется эластичность и попадаешь в плен деградации.

Наверное, надо устраивать разгрузочные дни для мозга, с полным переключением на какие-то другие задачи – например, наблюдать за птицами на даче. Но кто же такое себе может позволить? Ведь это требует времени. Именно его-то ни у кого и нет, ведь superbusy is a new sexy. Только вот, если обратить внимание на процент людей, которые в развитых странах нашли себя и свое призвание, можно ужаснуться – он бесконечно мал. Говорит ли это о тесной взаимосвязи информации, технологий, времени и человеческой природы? Я думаю, да.

Я задумалась об этой всей ерунде на выставке Golden Age of Chaos and Clusterfuck / Myymälä2, куда очень советую заглянуть. Там явно возникает ощущение плена в проводах связи.

Тут кроется большой секрет: искусство в традиционных его проявлениях – неспешный поход на выставку, джазовый концерт, опера, чтение поэзии – действие, которое требует концентрации внимания на одном предмете в течение хотя бы нескольких минут, а то и часов – дает мозгу совершенно другую нагрузку. Нагрузку качественно другого уровня, затрагивающую несомненно более глубокие уровни сознания и мышления, чем любое другое быстрое получение информации.

С этим связан и процесс воспроизведения информации. Я думаю, тут все просто и сложно одновременно: все, что мы придумываем, скорее всего, уже было придумано кем-то до нас, мы воспроизводим комбинации информации, которые мы получили где-то когда-то. Если все, что вы получали банально, примитивно и поверхностно – то и тот продукт, который вы создадите, будет комбинацией банальности и примитива. Это относится не к созданию нанопылесосов, а к ежедневному созданию чего-либо, например – ваших мыслей.

Когда в очередной раз вы произнесете “у меня нет времени” или “у меня нет денег” относительно похода на выставку, в театр или на джазовый концерт, остановитесь и задумайтесь – а на что тогда у вас хватает времени и денег? В конечном итоге, это выбор каждого – на что тратить время, и каким человеком в итоге ты становишься. Но думаю, надо отдать себе отчет, что если вы последний раз тратили пол часа на просмотр картины или на прослушивание музыки год назад – возможно ваш мозг уже деградировал и пора срочно что-то делать.

О связи нейрофизиологии и искусства много говорил и писал Джон Онианс, историк искусств и архетектуры, автор книги “Европейское искусство: нейроартистория”. Он говорил в основном о возникновении искусства, и о том, как влияет наше окружение на мозг:

“Когда говоришь гуманитариям, что любая личность ограничена воздействием среды на мозг, они это воспринимают черезвычайно болезненно. Людям не нравится идея, что наш мозг не свободен. Им бы хотелось чтобы мы были как боги! И конечно, они ошибаются.”

(Из интервью Журнал Искусство “Искусство – это яд” №3 (598) 2016)

Это очень важно, потому что именно точные науки – то, чего часто не хватает в аргументации на вопрос почему просмотр тупых пабликов в вк или предложенных видео в инстаграме плохо влияет на людей.

Об этом же многократно говорила и Татьяна Черниговская, в интервью, статьях и например, в дискуссии “Для чего нужно искусство?”, посвященной 25-летию The Art Newspaper, в Эрмитажном театре в 2015 году.

Люблю искусство, за то, что заставляет мозг работать, когда математика и геометрия закончились много лет назад.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s