ARS17 – Привет, мир!

В прошлый четверг в Хельсинки открылась одна из грандиознейших выставок этого года – ARS17, основная тема которой – цифровая и, как ее любит называть Борис Гройс – дигитальная революция. Революция, которая оказала огромное влияние на развитие искусства.

Processed with VSCO with m5 preset
ARS17 – Hello, world! Copyright image – S. Mednkova

Первая выставка прошла в далеком и хипповатом 1961 году, а эта – четвертая по счету ARS в Киасме. Всего их было 9 и, поскольку 2017 год в Финляндии полностью посвящен 100 летию страны, эта выставка также является частью официальной программы.

Впервые о новых технологиях в искусстве заговорили очень давно, об этом всерьез задумались с изобретением камеры обскура для рисования с натуры и “голографии” (Жозеф Нисефор Ньепс, 1826 год). Полностью воплотили эти фото-инновации в привычном для нас виде после первой мировой войны, в 20-х годах. Именно тогда появилась малоформатная фотоаппаратура и можно себе представить, как, получив широкое распространение в мире, она полностью изменила не только мир, но и ход развития искусства, в частности. Воспроизведение портрета и пейзажа, уникальность кадра – все это поставило ценность искусства под большой вопрос и оно неизбежно должно было искать выход для самореализации. (На эту тему очень интересно послушать Бориса Гройса)

Спустя каких-то пару десятилетий, только оправившись от появления устрашающих камер, делающих работу по воспроизведению действительности точнее любого художника, появились еще более зловещие машины – компьютеры.

И вот, начало конца – телевизоры, компьютеры, интернет, социальные сети, сэлфи… все  мчалось в технотемпе, художники в большинстве своем занимали позиции дилетантов, а в их ряды вступали все, кому не лень – ведь с появлением всех этих технологий практически любой без затрат и усилий мог стать творцом.

И вот сейчас, вступив в  2017 год, можно смело сказать: искусство не только научилось использовать технологии для создания чего-то нового, но и сделало технологии содержанием своих работ.

Тема выставки  настолько  актуальна, что, наверное, невозможно было выбрать какую-либо другую. На ней представлены работы 3-х поколений: от родившихся в 1960-х до рожденных в 1980-х миллениалов. Часть работ представлена в сети, 20  работ можно увидеть тут http://arsplus.fi.

Ну и после всей этой предыстории я наконец-то перехожу к самой выставке.

Некоторые художники и их произведения

Juha van Ingen – утопическая идея ASLAP (AS Long As Possible), заключающаяся в том, что произведение искусства будет вечным. Цифры в GIF анимации запрограммированы на 1000 лет, после чего воспроизведение начнется заново. Это своего рода дигитальный Stonehenge, запрограммированный на бесконечность.

2040_juha_van_ingen
Juha van Ingen – AS Long As Possible (ASLAP), Copyright Arsguide.fi

Andrey Bogush – его большая штора, основой который служил материал из Tumbler – поистине масштабное произведение.

1000-bogush
Andrey Bogush – Proposal for image placement (Stretched, curtain), Copyright image asrguide.kiasma.fi/teokset/proposal-for-image-placement-stretched-curtain/

Lizzie Fitch & Ryan Trecartin  – видео, которое воссоздает популярную культуру ток-шоу вперемешку с фильмами ужасов. Группа людей строит палаточный лагерь в заброшенном масонском храме: мужчины, переодетые в лучших традициях трансов в гламурных блондинок, писающая собака…..все в духе декаданса, как вы уже могли понять. С юмором, отсутствием логики и очень напоминает безумие ток-шоу на первом канале.

1000_0002_Ryan-Trecartin-Temple-Time-2016-00_02_47_26
Ryan Trecartin – Temple Time, Copyright image arsguide.kiasma.fi/teokset/templetime

LaBeouf, Rönkkö & Turner #ALONETOGETHER – идея связи двух миров, онлайн и оффлайн, через избу (сарай, домик…?), которая стоит в музее и является трансмиттером между нашим миром и миром, где будут находиться художники. А они будут где-то в Лапландии. Они выйдут на связь и все, кто будет заходить в этот домик, смогут с ними поговорить.

1000_labeouf_ronkko_turner
LaBeouf, Rönkkö & Turner –  #ALONETOGETHER, Copyright image arsgiuide.kiasma.fi/teokset/alonetogether

Aude Pariset – невозможно пройти мимо, не сказав пары слов о червяках. Множества этих червяков живут себе своей жизнью под стеклами и взглядами миллионов (и в отличие от большинства тех, кто приходит на них смотреть, их жизнь наполнена смыслом) и каждый день приносят пользу миру: червяки поедают био-пластик, на котором живут, и вырабатывают биогумус. Вокруг трудяг находятся произведения, где представлены материалы разного рода. Они состарились и выцвели под действием кислорода и света. Художник поднимает вопросы о биологической роли животных, аутентичности и репродуцировании изображений, экологии и sustainability (самодостаточная устойчивость, экологическая рациональность, по-моему этот термин не имеет эквивалента).

Также представлены такие художники, как Julia Varela, Anna Uddenberg, Hito Steyerl, Charles Richardson, Yung Jake и многие другие.

1000_0001__MG_3515
Aude Pariset – Greenhouses, Copyright image arsguide.kiasma.fi/teokset/greenhouses

Всех их объединяет то, что они начали творить после появления интернета (слова из материалов самого музея). Возраст большинства художников (как минимум!) больше 25 лет. Но, похоже ли восприятие интернета у человека, которому 20 и 30 лет? Я, перешагнув слегка за порог 20-ти лет, вижу пропасть между 20-тью и 30-тью годами. Интернет для 20 и 27 летнего человека – разные вещи, и даже возможно разные миры. Мне, как представителю 20-летних, не хватало отражения “моего” интернета. Для меня большинство работ были не достаточно современными, прогрессивными.

Processed with VSCO with m5 preset
Julia Varela – X/ 5000, Copyright image  S. Mednikova

Сегодняшний 20-ти летний зритель очень разборчив. Ему трудно угодить и “скормить” что-либо. Эти люди росли окруженные инфо-морем, в котором они вынуждены лавировать и быстро выхватывать нужную информацию, уклоняясь от гор мусора. Они мало смотрят видео блоггеров и еще меньше смотрят телевизор (у меня его вообще нет). Для поколение начала-середины 90-х интернет – не место, где тебя примут и поймут, это такое же поле для критики как и реальная жизнь. Разборчивость очень характерна для нашего поколения. (И я верю, что именно она есть ключ к прогрессу, а не к декадансу и разложению интернета на потоки бесполезного однотипного блогго-влогго треша). В этом, отчасти, я вижу заслугу именно поколения, рожденного после 90-ого года. Маленькое количество работ художников, которым сейчас 20 с небольшим, как мне кажется, вычеркивает один из взглядов на интернет мир. Наверное, только Yung Jake может быть представителем 20-летних.

Processed with VSCO with hb2 preset
Hyto Steyerl – Factory of the Sun, Copyright image S. Mednikova

Что значит современность технологий?

Сегодня в Саатчи Saatchi Gallery открылась выставка From Selfie to Self-expression, где одной из работ стало произведение, реагирующее на твои движения, передающее их на свою поверхность, которая состоит из меховых помпонов. А в декабре в Berlinische Galerie был представлен макет 3D курицы ростом с динозавра. Все кости были полностью напечатаны на 3D принтере. Мне, честно говоря, кажется, что даже это очень современно и отражает то, что инновативного технологии здесь и сейчас приносят в мир.

Это поднимает другой интересный вопрос – как должен быть устроен менеджмент музейно-выставочной деятельности, чтобы он мог своевременно реагировать и показывать искусство “сегодняшнего дня”. Чем больше выставка, тем больше времени уходит на ее подготовку. Выбор художников и работ начинается за большое количество месяцев и даже лет. На момент выставки работы художников могу быть 3-4 летней давности, а значит – потерять свою актуальность. Для современного искусства каждый год на счету: новые технологии развиваются очень быстро, то, что вчера изобрели – сегодня уже продали, а завтра это забыли, потому что изобрели что-то получше. В таком темпе жизни работать очень не просто, и многое, что представлено на выставке, запоздало лет на 5.

Может, это во мне заговорил снобизм, ведь это действительно очень хорошая выставка, но почему-то (возможно потому, что Финляндия высокотехнологичная и прогрессивная страна, а может потому, что выбирая тему интернета и технологий – нельзя быть консерватором, нельзя быть не на пике сегодняшних изобретений, нет смысла показывать то, что устарело) я ожидала чего-то большего.

А в заключении хочется сказать, что единственное правило в искусстве это смотреть, смотреть и еще раз смотреть. Ведь нельзя сделать хоть какой-либо вывод, прочитав тот бред, который пришел в голову мне или какому-то другому обозревателю выставок. Поэтому, если вы еще не были – сходите, а если уже были – очень здорово, теперь мы можем обсудить эту выставку!

Processed with VSCO with m5 preset
Jon Rafman – The swallower Swallowed: Rabbit/Pig, Copyright image S. Mednikova

Вместо фотографий я бы с радостью показала видео, но они доступны только в премиум блогах 😦

(Images sources include arsguide.kiasma.fi)
Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s