A Brief History of Curating

Будущее возникает из элементов прошлого – ничто не возникает ex nibilo. Сказав это, Панофски вряд ли имел ввиду эту книгу, но эта книга точно имела ввиду его.

Краткая история кураторства Ханса Ульриха Обриста это один из немногих в своем роде учебников, документальных и достоверных источников об истории кураторства от тех, кто стоял у ее истоков. Эти люди сейчас – бабушки и дедушки. Поколение, которое год-два и исчезнет, а их истории – дух того времени, их мысли, мотивы, желания и цели –  исчезнут и канут в лету вместе с ними. Часть из них – в форме интервью, записаны Хансом Ульрихом Обристом, куратором, критиком, историком искусства и собраны в этой книге.

Эта книга о революционных кураторах и о людях, которые перевернули представление о выставочной деятельности. Дали ей вектор, задали темп и характер и во многом определили ее будущее.

Как эти люди начинали свою карьеру? Каков был этот арт мир в 50-60-70 годах прошлого века? С кем они общались? Кто на них оказал влияние? Какие проблемы преследовали этих людей в профессиональной сфере? И главное, что они успели дать этому миру.

Книга проливает свет не только на действующих лиц, но и на декорации: как меняется пространство выставки? С 80 годов кураторы активно начинают искать новые экспозиционные пространства – необычные и не характерные для выставок до этого времени.

Какие решения находятся для трансмиссии послания художника?

%d0%bf%d0%be%d0%bd%d1%82%d1%83%d1%81-%d1%85%d1%8e%d0%bb%d1%8c%d1%82%d0%b5%d0%bd
Pontus Hulten (1924-2006)

Меняется и политико- экономическая реальность- искусство проявляет себя как инструмент революции – открытое высказывание.

Однако, главный вопрос конечно о роли куратора в мире искусства.

Кто он: покровитель, создатель, художник, режиссер или главное действующее лицо? До какой степени личность куратора должна проявлять себя в выставке? Имеет ли он права “голоса” или же он посредник между публикой и художником?

Может ли выставка вообще быть отделена от своего куратора? Не являться субъективным восприятием последнего?

Этот вопрос в книге не является основным, но он присутствует в каждом интервью – ведь роль куратора спорна, и именно те люди, интервью с которыми находятся в этой книге, определили ее на сегодняшний день.

“Куратор обязан быть гибким. Иногда он – прислуга, иногда – помощник; иногда куратор подсказывает художнику, как  лучше представить произведение; если выставка групповая, то он – координатор, если тематическая – изобретатель. Но самое важное в кураторской работе – заниматься ей с любовью и энтузиазмом, с небольшой долей обсессии.”

 Харальд Зееман

%d1%85%d0%b0%d1%80%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%b4-%d0%b7%d0%b5%d0%b5%d0%bc%d0%b0%d0%bd1
Harald Szeemann (1933-2005)

“Я вовсе не считаю что в музей должны ходить все, но я действительно уверен в том, что искусство могло бы играть более существенную роль в нашей жизни…В 1999 году я написал статью о том, чему музею следовало бы поучиться у публичной библиотеки. Публичная библиотека проводит среди своих читателей опросы и выясняет, что им интересно, – то есть уже делает много больше музеев. И это – профессионально. Речь не идет о том, чтобы массовые вкус формировал библиотечные фонды – это вдумчивая работа, которой должны заниматься профессионалы. Но посетители знают, что библиотека существует для них.”

Ян Лееринг

Эта книга наполнена юмором, она жива и ее хочется прочитать снова и снова. Она одновременно современна и исторична. Идеи тех лет, энергия создателей и кураторов заразительна здесь и сейчас, их идеи – революционны до сих пор.

summer-reading-6-30-11-12
Marcel Duchamp and Walter Hopps at the Pasadena Art Museum in 1963

Дух противостояния, желание открыть миру и людям что-то новое и рассказать, удивить – поражает, вдохновляет и заставляет задуматься – присутствует ли это в современном кураторстве.

“Беспорядка было вообще много. В инвайроменте Фостеля присутствовала беременная корова, но Ветеринарный институт запретил, чтобы корова рожала на выставке. Тогда Фостель решил вообще отказаться от участия. Но в конце концов, просвещавшись целую ночь, мы решили открыться. Поскольку выставка вызывала такое раздражение у властей, мы были обязаны открыть ее и додержать до конца.”

Харальд Зееман

Эта книга о смелых, дерзких людях, которые не боялись делать, шли против неведение и за своими идеями, и если вы не боитесь заразиться революционным и провокационным духом, то эту книгу точно стоит прочесть.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s